У каждой мечты — свой «Алгоритм»
Многопрофильный образовательный центр «Алгоритм» начал свой 22 учебный год. Руководитель центра Александр Густырь рассказал, какие перемены ожидают учеников и их родителей в новом учебном году и какие базовые ценности школы остаются неизменными все это время.
— Александр Васильевич, в начале осени можно подвести итоги прошедшего учебного года и обозначить планы на будущее. Как Вы оцениваете результаты, с которыми школа «Алгоритм» завершила предыдущий учебный год и начинает новый?
— Это был хороший год. Мы выполнили все задачи, которые ставили перед собой. Результаты ЕГЭ у наших выпускников оказались выше, чем в прошлом году. Не могу сказать, что прирост какой-то радикальный, но главное – он есть. У нас действует система прогнозов, с помощью которой мы регулярно оцениваем, какие баллы может получить каждый ученик на экзаменах. У большого количества выпускников результаты ЕГЭ превысили планку наших ожиданий — баллы, полученные ими по самым разным дисциплинам, оказались выше, чем мы предполагали.
Результаты британских экзаменов — у тех, кто обучался по международным программам, — тоже оказались выше прогнозируемых, даже несмотря на то, что в формате сдачи произошли существенные изменения. И преподаватели, и ученики очень серьезно отнеслись к подготовке и сдаче экзаменов — это, безусловно, нас очень радует.
Что касается поступления наших выпускников в вузы – здесь тоже есть повод для гордости. Один из наших учеников поступил в этом году в Оксфорд, традиционно есть поступившие в МГИМО, МГУ, Высшую школу экономики. (будут конкретные цифры по вузам)
— Что лично для Вас является по-настоящему важным критерием качества образования?
— Критериев по большому счету всего два – организация процесса обучения и результат. Можно достигать неплохих результатов, но в процессе пройти через «огонь, воду и медные трубы», и достигнуть чего-то скорее «вопреки», не «благодаря». А бывает наоборот – очень приятно и комфортно учиться, а на выходе получается весьма скромный результат. И то, и другое неприемлемо, нужно выстраивать процесс так, чтобы получалось «золотое сечение» – хороший результат должен логично вытекать из эффективно выстроенной системы обучения. Из всего многообразия программ, вариантов обучения, подходов, нужно выбирать тот, который оптимально подходит конкретной семье, конкретному ребенку. И сделав выбор, достигнуть достойного результата. Секрет качества – в сочетании этих двух факторов.
— «Алгоритм» работает с 1995 года. Изменились ли причины, по которым дети и родители выбирают альтернативные формы обучения, их подходы к обучению?
— Родительские приоритеты почти не меняются. То, что беспокоило родителей 20 лет назад – вопросы качественного образования, выбор профильных дисциплин, – все это остается важным для них и сегодня. В «Алгоритм» приходят, потому что в нашей школе всегда можно выбрать оптимальную программу, которая отвечает целям и потребностям конкретного ученика. Кроме того, родителей волнуют какие-то психологические и организационные моменты – как справляться с локальными кризисами, возникающими у ребенка, как быть уверенными в том, что подготовка к экзаменам идет успешно и неприятных сюрпризов при сдаче не будет. Безусловно, к ключевым для родителей темам относится и тема поступления, выбора вуза и специальности. Вот это и есть тот традиционный круг вопросов и проблем, которые волнуют родителей наших учеников, и которые мы решаем вместе с ними.
Конечно, какие-то перемены происходят – к примеру, раньше альтернативное образование чаще всего выбирали родители старшеклассников, а теперь и родители детей младшего и среднего школьного возраста хотят дать своим детям то, что выходит за рамки школьной программы — возможность заниматься какими-то дополнительными вещами: искусством, спортом, программированием. Все это сложно совмещать с учебой в традиционной школе. Также стало больше учеников, заинтересованных в обучении по международным программам, мечтающих поступить в зарубежные вузы.
А вот сами дети, которые приходят к нам сегодня, отличаются от своих сверстников двадцатилетней давности — мы видим, что у нынешних учеников возросла способность к интенсивному усвоению информации. У современных детей вообще более ярко выражены навыки работы с большими объемами информации. И мы это учитываем
— Какие новшества в процессе обучения ожидают учеников и их родителей в этом учебном году?
— У нас произошли серьезные изменения в службе кураторов. До этого года каждого ученика вели один-два куратора, в зависимости от выбранной им программы. Но уже больше года в режиме тестирования у нас проходила апробация новых кураторских функций. С этого года эти функции будут существовать полномасштабно, как обязательный элемент всей конструкции. Теперь с ребенком будут плотно работать три человека. Один куратор отвечает за подготовку к экзаменам — ЕГЭ и ОГЭ. Второй следит за выполнением заданий, освоением учебной программы, за академической успеваемостью в целом – то есть это такой каждодневный контроль над тем, как занимается ученик, какие оценки он получает за работу в классе и домашние задания, контрольные и тестовые работы. И, наконец, третий – аккаунт-менеджер – это тот человек, который консультирует родителей, помогает им подобрать оптимальную программу и в дальнейшем отслеживает, насколько эти программы соответствуют интересам ученика. Этот человек находится в постоянном диалоге с ребенком и его родителями в вопросах, касающихся поступления в вуз. И если возникают дополнительные потребности – помогает реализовать эти планы, корректирует их совместно с родителями. Таким образом, мы создали команду, в которой каждый из трех специалистов решает свои задачи, но все вместе они работают на единую цель – выстраивание эффективного алгоритма обучения и получение высокого результата для каждого ребенка.
Будут и технологические изменения – весь прошлый учебный год мы дорабатывали нашу планер-систему. Сейчас в нашем планере появились дополнительные аналитические функции. Теперь, к примеру, система в автоматическом режиме отслеживает оценки ученика, информирует куратора в случае отрицательной динамики, чтобы он мог повлиять на ситуацию. Это эффективный инструмент для работы всей команды кураторов, который позволяет вовремя заметить какие-то важные нюансы в процессе обучения.
С сентября в тестовом режиме запускается новая система проведения онлайн-уроков, с усиленным компонентом видео- и конференц-связи. Система стала удобнее, я надеюсь, что это оценят и учителя, и ученики – как новички, так и те, кто с нами не первый год. Мы продолжаем развивать наши студии — это собственная разработка «Алгоритма». У нас уже пять высокотехнологичных, прекрасно оборудованных студий, позволяющих повысить информативность, наглядность и интенсивность подачи информации в онлайн-обучении
— Какие принципы Вы относите к ключевым ценностям школы «Алгоритма»?
— Нужно никогда не забывать о том, все мы – администрация и кураторы, учителя, сообщество учеников, родители – являемся одним большим коллективом. Взаимное уважение, доверие, открытость, дружелюбие, прямота в отношениях – это должно быть основой основ. Я знаю, что администрация и преподаватели выкладываются во всех ситуациях на 110%, воспринимая каждую проблему ученика как свою личную, и всегда до конца бьются над ее решением. Общая задача нашей большой команды – сделать этот процесс максимально удобным, понятным и эффективным. Занятия по нашим учебным курсам, в том числе двойным, гибридным программам дает и определенную степень свободы, и широкий круг возможностей. Но очень многое зависит и от личной ответственности ученика.
— Начался новый учебный год — какие пожелания ученикам и их родителям Вы хотели бы дать «на старте»?
— Главное — не терять, развивать интерес к учебе. Мое пожелание каждому ученику, каждой семье – четко формулируйте, проговаривайте, визуализируйте свои цели. Надо хорошо понимать, на какой результат вы рассчитываете, чтобы его достигнуть. Поделитесь с нами своими мечтами и целями, и мы постараемся сделать максимум, чтобы помочь вам ее достигнуть.